Великая княгиня Елизавета Федоровна была преданной супругой, искренне, по-христиански служившей своему мужу Великому князю Сергею Александровичу. После его смерти она продолжила свой христианский путь, посвятив себя без остатка Богу и ближним.

15 июня 1884 года состоялось венчание Великого князя Сергея Александровича — одного из самых завидных женихов, пятого сына императора Александра II Освободителя и принцессы Елизаветы Гессен-Дармштадтской — одной из красивейших невест Европы.

«Тихая колея», «большое блаженство», «блаженный сон» — именно так говорил Великий князь Сергей Александрович о времени, проводимом с любимой женой наедине. На протяжении 21 года счастливого брака между ними была внутренняя духовная близость и доверительные отношения, основанные на преданной любви и нежной дружбе.

«Он рассказывал мне о своей жене, восхищался ей, хвалил ее. Он ежечасно благодарит Бога за свое счастье», — вспоминает князь Константин Константинович, его родственник и близкий друг.

Великий князь был самым главным и авторитетным человеком в жизни Елизаветы Федоровны. Он был ее мужем, другом, учителем. Будучи на семь лет старше супруги, он занимался ее образованием — учил русскому языку, знакомил с русской культурой, так как Россия для нее была загадочной и незнакомой. Чтение вслух стало их домашней традицией: когда он читал, она обычно занималась творчеством, чаще всего рисовала.

Великой княгине Елизавете Федоровне по статусу было необязательно менять вероисповедание. Но горячая вера и благочестие ее супруга произвели на нее глубокое впечатление. Он мягко и деликатно знакомил ее со своей верой. Великая княгиня очень серьезно подошла к этому вопросу, изучая Православие, присматриваясь к нему очень внимательно.

Вскоре после свадьбы они отправились в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И там Елизавета Федоровна увидела, как русские люди молятся, почитают иконы. Так, благочестивая жизнь, доброта, милосердие, любовь, глубокая вера любимого супруга во многом способствовали переходу Елизаветы Федоровны в православие.

С 1891 года она принимает православие, и в ней стало проявляться сочетание русской духовности и европейской рациональности. На Великую княгиню большое впечатление произвела поездка на Святую Землю вместе с мужем. Пройдет 7 лет после замужества, прежде чем она напишет: «Мое сердце принадлежит Православию».

Став в 1891 году генерал-губернатором Москвы — а это означало попечение не только о Москве, но и о десяти прилегающих к ней губерниях — Великий князь Сергей Александрович задался целью сделать город равным европейским столицам. Москва при нем стала образцовой: чистая, аккуратная брусчатка, городовые, выставленные в зоне видимости друг друга, слаженная работа коммунальных служб, порядок везде и во всем. При нем налажено электрическое освещение улиц, возведен ГУМ, отреставрированы башни Кремля, построено новое здание Консерватории; по первопрестольной стал ходить первый трамвай, открылся первый общедоступный театр, а центр города был приведен в идеальный порядок.

Помимо основных своих обязанностей, Великий князь Сергей Александрович вместе с супругой много занимались благотворительностью. Их жизнь действительно была служением с максимальной отдачей всех сил. Сергей Александрович возглавлял или был попечителем около 90 обществ и комитетов и находил время принимать участие в жизни каждого из них.

Великая княгиня Елизавета Федоровна взяла под свое покровительство Строгановское художественно-промышленное училище, Музыкально-драматическое училище, создала Иверскую и Елизаветинскую общины сестер милосердия, Елизаветинское благотворительное общество, а также организовывала помощь солдатам на фронте после начала Русско-японской войны в 1905 году.

Даже отдыхая в своем подмосковном имении Ильинском, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна продолжали принимать просьбы о помощи, об устройстве на работу, о пожертвовании на воспитание сирот. В свою семью на воспитание они приняли племянников, детей Великого князя Сергея Александровича — Дмитрия и Марию. В заботе о племянниках он раскрывал свои нежные отцовские чувства.

17 февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович выехал из Кремля через Никольские ворота. За 65 метров до Никольской башни раздался взрыв страшной силы. На месте взрыва нашли его личные вещи, которые Сергей всегда носил с собой: образки, крест, подаренный матерью, маленькое Евангелие.

Смерть любимого супруга стала одной из вех на пути к святости самой Елизаветы Федоровны. После трагедии все, что не успел сделать Сергей, все, во что он вложил свой ум и неуемную энергию, Елизавета Федоровна считала своим долгом продолжить.

О своем погибшем муже она говорила: «В память о нем, бывшем для меня всем, я буду жить ради продолжения его сердечно любимого дела — ибо это сердце было самым верным, самым чистым и постоянным из всех, что мне встречались когда-либо… я бы хотела когда-нибудь стать достойной того, что была его женой».

23 февраля 1909 года открывается Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия, основанная Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Обитель была во многом была своего рода мемориалом в память о любимом муже, где она объединила деятельную помощь нуждающимся, больным и духовную жизнь сестер. Сегодня Обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху самой Великой княгиней.

На одном из фасадов Покровского собора есть замечательный барельеф, на котором два ангела летят навстречу друг другу. Есть мнение, что левой стороны — ангел с ликом Сергея Александровича, с правой — Елизаветы Федоровны. И между ними стоит крест — символ страдания и искупления. Через него они стремятся соединиться друг с другом.

Земной путь Великой Княгини закончился в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в день именин ее супруга — разве это может быть случайностью?
Она жила как истинная православная подвижница. И свой земной путь она завершила с абсолютной уверенностью в том, что поступает по воле Божией.





Обитель — символ любви

Использованы материалы:
https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html?ysclid=lsiwavdsv2515101569
Made on
Tilda